Перевести страницу

Статьи по теме сайта

Фармацевты обезумели от возможности нажиться на потребителях


Представьте себе самую прибыльную индустрию, где многомиллиардные штрафы за профессиональные нарушения - обычное дело. Добавьте постоянные обвинения в заговорах и неоправданно высоких ценах - и, вероятно, вам покажется, что речь идет о банковском деле.


На самом деле это ФАРМАЦЕВТИКА - отрасль, которая должна была бы заботиться о разработке новых лекарств для спасения жизни и облегчения страданий, а не только о том, чтобы набить собственные карманы.

Проблема циничных профессиональных злоупотреблений фармацевтов и попрания ими норм бизнеса и морали актуальна не только для России. Она существует во всём мире, в т.ч. и в самых развитых странах. Предлагаем вашему вниманию выдержку из статьи бизнес-корреспондента BBC News Ричарда Андерсона.

Так, подавляющее большинство лекарств, известных человечеству, разработали представители фармацевтической отрасли - но они же неплохо на этом нажились и не всегда легально.

В прошлом году американский фармацевтический гигант Pfizer, крупнейший в мире поставщик лекарств по уровню доходов, достиг потрясающего коэффициента доходности - 42%. Один из ветеранов фармацевтической отрасли вполне логично заявил: "Я не вижу оправданий (таким бешеным накруткам)".

Если убрать из расчетов 10 млрд долларов, которые компания заработала на запуске своего ветеринарного филиала, доходность останется на уровне 24% - все еще очень высоком по любым стандартам.


Британию охватила волна возмущения, когда регулирующий орган в области энергетики обнародовал прогнозы, согласно которым доходность энергетических компаний в этом году должна увеличиться с 4% до 8%. В прошлом году у пяти фармацевтических компаний коэффициент доходности был равен 20% и более - Pfizer, Hoffmann-La Roche, AbbVie, GlaxoSmithKline (GSK) и Eli Lilly.


"Спекуляция"


Когда некоторые лекарства стоят 100 тысяч долларов (за полный курс лечения), причем стоимость их производства - лишь крохотная доля этой суммы, выводы однозначны.

В прошлом году 100 ведущих онкологов опубликовали в журнале Blood открытое письмо с призывом снизить цену на противораковые препараты.


Доктор Брайан Друкер, директор Института рака Найт (Knight сancer Institute) и один из авторов письма, спрашивает: "Вы зарабатываете по три миллиарда долларов ежегодно на продаже лекарств от рака Gleevec - неужели вам не достаточно было бы двух. Где черта между честным бизнесом и спекуляцией?"


Это касается не только лекарств от рака: с апреля по июнь этого года фармацевтическая компания Gilead обогатилась на 3,5 млрд долларов на продаже нового и очень успешного препарата от гепатита С под названием Sovaldi.


Фармацевтические компании оправдывают высокие цены тем, что им дорого обходятся исследования и разработка новинок. В среднем только 3 из 10 запущенных препаратов оказываются прибыльными и только один - лидером рынка с ежегодными продажами на 1 млрд долларов и более. Многие разработки вообще не доходят до рынка.


Фармацевтические компании тратят на маркетинг значительно больше, чем на разработку - иногда вдвое больше. К тому же коэффициент прибыльности содержит затраты на разработку.

Фармацевты также утверждают, что следует рассматривать ценность лекарств в более широком контексте.


Если смотреть в долгосрочной перспективе, лекарства помогают нам сэкономитьСтивен Уайтхед

"Если смотреть в долгосрочной перспективе, лекарства помогают нам сэкономить", - говорит Стивен Уайтхед, председатель Ассоциации британской фармацевтической промышленности (Association of the British Pharmaceuticals Industry).


"Например, от гепатита С, ужасного вируса-убийцы, ранее спасала только трансплантация печени. Сейчас же 12-недельное медикаментозное лечение стоимостью от 55 тысяч до 110 000 долларов - и 90% людей выздоравливают, не нуждаясь в операции и дальнейшем медицинском уходе; они могут продолжать работать и обеспечивать семью. Экономятся огромные деньги".


Пусть так, сказал бы Друкер или его единомышленники; но имея возможность сдирать за какой-то товар или услугу втридорога, не обязательно этой возможностью пользоваться, особенно если это связано со здоровьем людей.


Впрочем, акционеры, которым подотчетны крупные фармацевтические компании, вряд ли будут уделять внимание таким аргументам.


Нелояльные клиенты


Крупные фармацевтические компании также жалуются, что имеют очень малый промежуток времени на то, чтобы собрать прибыль. Патенты, как правило, выдают на 20 лет, но 10-12 из них обычно уходит на разработку препарата стоит около 1,5-2,5 млрд долларов.


После этого остается 8-10 лет, прежде чем формула препарата станет общедоступной и мелкие производители смогут продавать его за малую часть начальной цены. По настоящему революционный препарат может окупить затраты на разработку за считанные месяцы.


DeVitaCenter.com. Фармацевты обезумели от возможности нажиться на потребителях


Когда действие патента исчерпывается, продажи падают на 90% и более. Джошуа Овайд, директор отдела исследований медицинской отрасли компании GlobalData, объясняет: "В отличие от других секторов, лояльность к определенному бренду заканчивается в тот же миг, когда заканчивается срок действие патента".


Вот почему фармацевтические компании прилагают огромные усилия, чтобы продлить срок действия своих патентов; для этого они нанимают "целые этажи юристов", по словам одного представителя отрасли.


Для препарата, приносящего 3 млрд долларов в квартал, продление даже на один месяц принесет огромные прибыли.

Выпуск того же препарата в новой форме, сочетание двух препаратов с соответствующим расширением показаний и выработки энантиомеров - зеркальных отражений тех же соединений - вот некоторые легальные способы продлить себе патенты.


Впрочем, некоторые компании, в том числе британская GSK, были обвинены в грязных тактиках, например, подкупе мелких фармацевтов, чтобы те отложили запуск альтернативных дешевых препаратов.


Поскольку финансовые потери крупных игроков значительно превосходят прибыль мелких от продажи непатентованных препаратов, такая договоренность может быть соблазнительной для обеих сторон.


Подкуп врачей


Но фармацевтические компании подвергались и гораздо худшим обвинениям - и должны были признать их справедливость.


До недавнего времени подкуп врачей, чтобы те прописывали их лекарства, был обычной практикой среди крупных игроков фармацевтики, хотя сейчас эту практику все порицают, а во многих местах сделали нелегальной. В сентябре китайское представительство GSK оштрафовали на 490 млн долларов за взяточничество; компанию также обвиняли в подобной практике в Польше и на Ближнем Востоке.


Однако правила относительно подарков, образовательных грантов и спонсорства семинаров, например, сформулированы весьма нечетко, что до сих пор позволяет спокойно прибегать к таким средствам в США.

Недавнее исследование показало, что американские врачи, получавшие любые платежи от фармацевтических компаний, с большей вероятностью прописывали их лекарства.


В частности по этой причине государство тратит чрезмерные деньги на лекарства. Согласно исследованию компании Prescribing Analytics, британская Национальная служба здравоохранения могла бы сэкономить до 1 млрд фунтов (1,6 млрд долларов), если бы врачи перешли от патентованных препаратов на их не менее эффективные непатентованные копии.


Все это может измениться, когда по новым правилам врачи в США и Великобритании будут вынуждены докладывать властям о все подарках и платежах со стороны фармацевтов.

Фармацевтические компании также были обвинены в сговоре с аптекарями, когда те продавали их медикаменты по завышенной цене, и в искажении данных данных клинических исследований, когда публиковали только хорошее, а недостатки замалчивались.


Их признали виновными в плохом брендировании и неправильно направленной рекламе препаратов, за что были наложены миллиардные штрафы.

Похоже вознаграждения фармацевтов настолько велики, что они, не колеблясь, переступают грани законности.

Ричард Андерсон - бизнес-корреспондент BBC News.

(Оригинал статьи находится здесь)


Эта публикация не для того, чтобы очернить фармакологию. В конечном итоге, именно ей мы обязаны открытиями, позволяющими справляться с серьёзными заболеваниями. Цель этой публикации - призвать осознано подходить к выбору средств лечения и поддержания здоровья и думать прежде, чем купить очередную лекарственную псевдоновинку или подписать согласие на вакцинацию своего ребёнка новомодным препаратом.

Нет комментариев

Добавить комментарий